13.10.2016 в 13:44
Пишет Shep.:Некоторое время назад я жаловалась сестре на нехватку фидбека и делилась своими мыслями по поводу выпускаемого мной контента: не могу, не умею, никому не нравится, ааа. Сестра сказала: когда человек делает что-то хорошо, создаётся впечатление, что он самодостаточен, знает качество своей работы и попросту не нуждается в фидбеке — а значит, незачем акцентировать внимание и говорить очевидное. Я понимаю, откуда растут ноги у подобных суждений, но понимаю и другое — каково быть по другую сторону баррикады. Если вам кажется, что человек, делающий что-то хорошо, сидит, самозабвенно наглаживая себя по голове, и не нуждается в комментариях или похвале, потому что и без них знает себе цену — перекреститесь. Ещё лучше — представьте себя на его месте: вы потратили немалое количество времени и сил, вложили частичку души, вдохнули жизнь, захотели поделиться, обсудить, послушать мнения… но ничего не произошло. «Не заметили? Не понравилось?» — гадаете вы. Идёт время. За одним постом, фанфиком или рисунком следует другой — но с тем же результатом. В то время как ваши читатели думают «Он ведь и так всё знает, зачем я буду говорить очевидное? Глупо это», вы — несчастный человек — пребываете в уверенности, что мимо вашей работы прошли мимо потому, что она не понравилась и не зацепила взгляд, ведь всё, что вы получили в ответ — это звенящую тишину. Такой вот односторонний информационный обмен: читателям — контент, автору — кукиш.URL записи
Я не говорю, что этим страдают все сколько-нибудь творческие личности — разумеется, среди них найдутся и самодостаточные, и уверенные, и творящие «в стол», — но я слишком часто переживала сама и слушала о переживаниях своих знакомых, чтобы закрывать на это глаза.
Ещё одна нехорошая тенденция — забывать про пряник, но с остервенением хлестать кнутом. Не каждый художник и райтер приемлет критику, и причин тому может быть целое множество: он может быть в курсе своих ошибок, но не иметь возможности их исправить; или же он предпочитает получать критику исключительно по запросу и/или только от близких людей, чтобы быть уверенным в том, что его не станут высмеивать; а может, он просто не хочет портить себе настроение и опускать руки, потому что критика может быть безжалостной. Сколько раз я показывала маме рисунки, на завершение которых у меня уходила чёртова прорва времени, и получала в ответ одно лишь «Правая рука должна быть длиннее». Если я интересовалась «Ну, а в целом-то как?», она говорила «Как обычно — хорошо», и это не было попыткой съехать с темы — ей действительно нравятся мои работы, просто она не считает нужным озвучивать очевидное. Сейчас с этим несколько лучше, но осадочек всё равно остался. Был у меня и опыт Очень Демотивирующей Критики — и в рисовальном, и в райтерском плане, — когда меня буквально бомбардировали замечаниями, не сбавляя скорости на поворотах. Было полезно, выматывающе, невероятно стыдно («Я делаю хуйню, которую и людям-то показать стыдно!») и разрушающе. Самое удивительное, что в этих ситуациях мысль «Ну, он ведь и сам в курсе своих косяков» никому не приходила в голову. Такой вот парадокс.
В общем, хороший пост. Почитайте.02.09.2016 в 21:21Пишет fwrt:
URL записиЭнергия похвалы
Я узнала страшную тайну. Если человек делает что-то хорошо, а может превосходно и даже великолепно, то может не знать об этом. Ну, что он классный и его старания не напрасны. Потому что ему об этом не говорят. Окружающие подразумевают, что тот, чьими трудами они про себя восхищаются, все знает о восторге и нечего ему лишний раз напоминать.
У меня есть знакомая, которая печет такие красивые торты, что хоть на выставку. Но у нее даже Инстаграм с ее работами закрыт для просмотра. Она говорит, что делает все для себя и немножко для близких. И я видела комментарии к ее фотографиям. Там почти нет похвалы, только изредка кто-то напишет: «Зай, мне к 27 числу нужен "Пражский", утром заеду заберу».
— У тебя прекрасные работы! Ты мастерица! — говорила я ей.
— Что ты. Если бы кому-то нравилось, они бы сказали. А ты говоришь из вежливости. Родственники заказывают, потому что даром, да и все.
И у меня есть знакомый парень, уже мужчина, который писал стихи, от которых можно было немножко умереть. Острые, с матом. Я лично знаю пять человек, которые отксеривали его тетрадь (он записывал все только от руки), цитировали и давали перепечатать другим. И с какими словами они возвращали ему тетрадку? «Спасибо, отксерил». Это вам что, конспект лекций? Тот парень бросил стихи. Он был уверен, что это никому не нужно.
Дети без родительской похвалы забрасывают любимое хобби. Жены из восторженных и влюбленных, прекрасных хозяек, превращаются в роботов, которые механически выполняют свою работу. Потому что они годами не слышат слов похвалы и благодарности. Я, например, когда-то спровоцировала, что моя мама забросила спорт. Не хвалила, не отмечала ее результаты, не поддерживала в изменениях.
Это большая ошибка. Если увидел что-то хорошее и приятное, нужно похвалить того, кто это сделал. Если бабушка готовит сногсшибательный борщ, тетя гонит чистейший, как слеза, самогон, друг рисует лучшие логотипы в кореле, а вы им говорили о восхищении лет 10 назад, — повторитесь.
Энергия похвалы запускает режим повторения этого самого хорошего. В выигрыше будут все: вы, потому что можете опять наблюдать отменную работу, и автор достижения. Он знает, что все не зря.
Но если человек, который долго делал хорошее, сделал что-то плохо, можно не говорить ему об этом. Он сам знает.
Марина Василиненко